Туристическая индустриализация
Как калининградские промышленные предприятия могут развиваться за счет туризма и почему об этом никто не знает за пределами региона
Как калининградские промышленные предприятия могут развиваться за счет туризма и почему об этом никто не знает за пределами региона

Развитие промышленного туризма обсуждалось в ходе международного экономического форума янтарной отрасли Amberforum — 2018. В рамках круглого стола «Промышленный туризм — фактор социально-экономического развития региона» участники обсудили возможности Калининградской области для развития регионального туризма, а также вероятные индустриальные площадки, которые способны привлечь туристические потоки.

По мнению президента Национального туристического союза, бывшего вице-премьера регионального правительства Романа Скорого, Калининград имеет хорошую базу для развития промышленного туризма, но об этом практически не знают в материковой России или за рубежом, поэтому региону необходимо делать упор на активное продвижение своих возможностей. «Тот потенциал, который есть у Янтарного комбината, с моей точки зрения, должен быть гораздо выше. Мы говорим о столице Янтарного края, о 95% добычи янтаря планеты. При этом, если соизмерить тот туристический поток, который есть или который дает дополнительную незначительную прибыль Янтарному комбинату, он, конечно, оставлять желать лучшего. Здесь много мероприятий можно проводить, и «событийку»», — считает Скорый.

В конце марта текущего года в регионе была создана Балтийская ассоциация промышленного туризма. Основной задачей организации является продвижение промышленного потенциала области. Руководитель ассоциации Наталья Казакова рассказывает об основных инструментах промышленного туризма, влияющих на социальное развитие региона. В частности, это реализация профориентационных проектов, создание культурно-промышленного центра, социально-ответственный туризм, а также редевелопмент исторических промышленных зданий и территорий.
В качестве примера последнего Казакова приводит швейную мануфактуру в Лодзи, которую переделали под ресторанно-гостиничный комплекс. Наталья Казакова полагает, что промышленность должна участвовать в восстановлении объектов.

«История всегда хорошо продается, если правильно ее подавать», — поддерживает ее Роман Скорый, добавляя, что региональные власти должны стимулировать подобные инициативы бизнеса четкой гарантией поддержки и различных форм преференций.

Туристическая организация «Профи-тур», которую также представила Наталья Казакова, уже организует в Калининграде экскурсии на различные предприятия: мебельные фабрики, судостроительный завод, шоколадная фабрика, тепличные хозяйства, кирпичный завод. Также компания занимается бизнес-туризмом.

Директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирина Семенова поделилась опытом реализации концепции промышленного туризма в Санкт-Петербурге. «Калининград имеет свой нюанс, потому что он достаточно оторван от всей остальной России. Но у нас впереди появляется паромная переправа между Санкт-Петербургом и Калининградом, поэтому мы надеемся что вам дадим определенный поток туристов, что даст нам возможность взаимодействовать», — заявляет она. Ирина Семенова отмечает, что на сегодняшний день промышленный туризм развивается в городе хорошо, однако в основном в нем задействованы предприятия с западным капиталом («Балтика», «Кока-кола», автомобильные заводы). В ближайшее время ассоциация планирует сделать ставку на местные предприятия.

Кроме того, есть идея включить в маршруты «Серебряного ожерелья» Санкт-Петербурга промышленные объекты, поскольку их очень много в Ленинградской области.
По словам директора ассоциации, основные сложности заключаются в том, что предприятия «не очень хотят открывать свои двери»: для этого нужно создать безопасный маршрут на предприятии, организовывать экскурсии. Вместе с тем отдача от такой деятельности довольно высока. «Когда вы ведете ребенка в магазин покупать велосипед, а он говорит: «Мама, я хочу именно этот велосипед, потому что я был на заводе и видел, как его делают, у него вот такие колеса, у него из этого сделаны звездочки»... Это стоит того. Плюс ко всему большой потенциал вкладывается в то, как это все распространяет сарафанное радио. Эту рекламу предприятия не получат нигде, ни за какие деньги», — добавляет Семенова.

Руководитель ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко замечает, что в последнее время туризм всё больше становится прикладным: потребители продукта хотят быть задействованы в процессах производства. Большое значение имеет и сувенирная продукция.

«То есть туристу, помимо общих впечатлений, фотографий, что-то должно напоминать промышленный объект. Из промышленного объекта человек должен обязательно выходить после экскурсии с каким-то сувениром», — полагает он.

По мнению директора центра творческого развития и гуманитарного образования «Информационные технологии» Елены Андреевой, промышленный туризм — это способ узнать свой край. «Мы живем в небольшом регионе, мы должны его знать от и до», — говорит она, отмечая, что количество желающих принять участие в турах центра развития в этом году увеличилось втрое.

На сегодняшний день в Калининграде есть предприятия, успешно применяющие практику туристических экскурсий.
Одна из таких компаний — шоколадная фабрика «Белгостар». Эта кондитерская фабрика существует на калининградском рынке уже более 10 лет и производит шоколад, конфеты, кондитерскую мастику. Постоянные экскурсии на предприятие начали организовывать 2 года назад.

Руководитель проекта «Шоколадная профориентация» Елена Колесник рассказывает, что за 2016 год на фабрике было всего 60 экскурсий, а уже в 2017–2018 годах фабрику посетило более 300 детских и взрослых групп. Помимо экскурсий на производство, туристам предлагаются различные мастер-классы по изготовлению сладостей. «Первый вопрос после посещения фабрики: «А где можно купить эту продукцию?» Про нее вообще никто в Калининграде не знал. Я сразу говорю: нигде. К сожалению, продукция нашей фабрики продается только на экспорт, а калининградский рынок пока в ней не заинтересован. Мы продаем шоколад в Арабские Эмираты, в Уругвай. Но только не по Калининграду: торговые сети не берут ни наши трюфели, ни нашу шоколадную пасту», — говорит она.

На сегодняшний день ассортимент предприятия представлен только в нескольких эксклюзивных магазинах (официальных представителях) в крупных торговых центрах города.
Группа компаний «Залесское молоко», включающая в себя более 12 предприятий сельскохозяйственной направленности, занимается организацией экскурсий уже второй год. У туристов есть возможность посетить комплекс с системой беспривязного содержания с доильным залом «карусель» и племенное хозяйство, где выращиваются телята с двухнедельного возраста, а также увидеть новейшую технику.

Предприятие проводит экскурсии для школьников, а недавно начали организовывать туры и для дошкольников. Дети посещают племенное хозяйство и доильный зал, затем отправляются в гостиницу «Дом лесника», где проходит дегустация молочной продукции, проводятся конкурсы, игры. Стандартная численность группы — 48 человек.

Кроме того, «Залесское молоко» устраивает деловые экскурсии для топ-менеджмента, международные экскурсии для студентов по обмену опытом.

«У нас есть своя событийка. В этом году мы в 4 раз будем проводить чемпионат коров. Мы выбираем лучшую корову. Мероприятие проходит порядка 5–6 часов, потому что это концертная программа, это лотереи, это шоу», — рассказывает HR-менеджер группы компаний «Залесское молоко» Эльмира Орлова.
В этом году был опробован новый формат — мини-стажировки, позволяющие провести практически полноценное занятие для студентов. Также состоялся пятидневный агроинтенсив. «Мы собрали с 14 регионов 64 человека. Это студенты, выпускники вузов: в основном зоотехники, ветврачи, агроинженеры, мехатроники, которые приехали к нам, попробовали себя, буквально пожили на наших предприятиях. Сейчас на данный момент, пройдя бешеный конкурс, каждый из них имеет право приехать к нам абсолютно бесплатно, поучаствовать в стажировке, либо в практике», — объясняет HR-менеджер.

В 2017 году компанией было проведено 38 экскурсий, в которых приняли участие около 2 тыс. человек. По словам Эльмиры Орловой, такая деятельность приносит реальные результаты. Так, на предприятии был зафиксирован рост продаж, уже подписано несколько договоров о целевом обучении: специалисты компании отслеживают подростков, проявляющих интерес к такой работе.

Благодаря деловому туризму, в текущем году «Залесское молоко» начало строительство трех новых комплексов: племенное хозяйство, селекционный центр и еще один молочный комплекс на 3,6 тыс. голов.
«Кадровую потребность решаем, но не всю. К сожалению, так же, как у всех, у нас бешеная потребность именно в животноводах, доярах, доярках. А кадровая потребность со специалистами — да, я вам на сегодняшний момент расскажу, с какого города кто когда приезжает на стажировку абсолютно бесплатно и будет работать. У нас не выпускают ветврачей. Есть профессии, которые у нас вообще не выпускают. Мелиораторов, допустим. И мы их берем из России», — добавляет менеджер предприятия.

Предприятие тесно взаимодействует с компаниями, занимающимися сельским туризмом. К примеру, «Залесское молоко» часто устраивает совместные экскурсии с частным музеем – школой Вальдвинкель.


Источник: Калининградский деловой портал RUGRAD.EU

Made on
Tilda