КРКО: — вы начали перечислять отрасли, представители которых принимают ваших туристов. О каких предприятиях идет речь?
Наталья Казакова: — На данном этапе мы проводим в основном профориентационные туры для школьников. Массового, системного туристического потока пока нет. В любом случае, для школьников и взрослых, их родителей открыли свои двери шоколадная фабрика «Белгостар» в Гурьевском районе (поселок Поддубное), тот же Янтарный комбинат, кирпичный завод «Балткерамика», молочная компания «Залесский фермер», компания «Янтарный айсберг» (производство воды), агрофабрика «Натурово», авиационное предприятие «Вальдау», мебельное предприятие «Максик», цветочное хозяйство «Калинково», «Ушаковские верфи», завод по переработке вторсырья «Форест» и др. Всем предприятиям огромное спасибо. Очень интересуются люди возможностью посетить и ТЭЦ-2, и предприятием «Автотор», и Судостроительным заводом «Янтарь».
Этот список мог быть больше. Но у многих предприятий нет экскурсионной инфраструктуры: оборудованных точек показа, маршрутов, обученных специалистов, которые могли бы интересно рассказать о своем предприятии. Самое важное при посещении тех же предприятий пищевой промышленности — это жесткие требования к посещению производственных помещений. Если нет спецодежды, нет средств защиты, медицинской книжки, то есть риск заражения животных или птиц. Это запрещено СанПиНами.
КРКО: — что же делать предприятиям, чтобы избежать таких проблем, а в итоге не терять туристов?
Наталья Казакова: — Главное — желание и понимание руководством предприятия того, что промышленный туризм — это альтернатива в отрасли среди конкурентов, это инновация ценности вашего товара, это доверие к нему от нового потребителя — туриста, остальное дело техники, соблюдения правил безопасности и интересной программы. Технически — на стадии проектирования и дизайна закладывать в проект такие маршруты, точки и объекты показа. Это могли бы быть стеклянные полы, потолки, стены или двери. Это же могут быть и корпоративные музеи, демонстрационные залы, видеоролики о компаниях, о тех производственных процессах, которые категорически запрещено показывать наглядно, например, так сделали в компании АЛРОСА, показав добычу алмазов в шахтах. Обязательным дополнением для впечатления будут интерактивные занятия, дегустация, изготовление или подарок сувенира на память. Еще один важный момент, вопрос страхования посетителей предприятия, будь то школьники, практиканты, туристы или делегации, что значительно снижает финансовые риски руководителя по приему гостей. Сейчас мы ведём переговоры по этому вопросу со страховыми компаниями.
КРКО: — каким образом выстраиваются взаимоотношения с предприятиями при создании маршрута? Вы им предлагаете сотрудничество или они, зная о вашей деятельности, предлагают включить их объекты в ваши программы?
Наталья Казакова: — наша компания, которая уже три года работает в этом направлении — Центр промышленного туризма и профориентации «ПРОФИ-ТУР» @profitur39 (сайт:
www.profi-tur39.ru) никого никогда не уговаривает. Пишем письма, просим рассмотреть такой вариант сотрудничества, объясняя, какие выгоды они могут получить от него. Те руководители предприятий, которые думают о будущем, по-новому, те соглашаются и открывают двери своих предприятий для детей и взрослых туристов. Хотя, это могут быть не только туристы. Это и недавно переехавшие в регион граждане. Они могут посетить, к примеру, Гусевкий район, производственные цеха «Технополис GS» и принять решение о трудоустройстве и переезде в эту часть области.
Безработные — это другая наша целевая группа. Я говорю о людях, которые реально мотивированы работать и используют любые возможности для ее поиска. Это тоже перспективное направление в нашей деятельности.
Некоторые предприятия берут нас на аутсорсинг и мы оказываем для них экскурсионные услуги, предоставляем в аренду экскурсионное оборудование, разрабатываем совместные программы, ориентированные на разный сегмент посетителей, о которых я говорила ранее. Это удобно и решает вопрос с сокращением издержек на маркетинг.
КРКО: — все-таки пока основной категорией клиентов компании «Профи-тур» являются школьники и их родители. Подскажите, скольким туристам уже удалось показать предприятия региона?
Наталья Казакова: — с конца 2015 года, наша компания предоставила услуги более чем 8,5 тысяч школьникам. Есть постоянные маршруты, любимые у детей. Это, без сомнений, шоколадная фабрика. Она вне конкуренции. Школьникам нравится дегустировать шоколад, лепить что-то интересное из мастики. Это и «Янтарный айсберг», «Залесский фермер», на котором дети воочию видят телят и коров. Посетить кирпичный завод и верфи по строительству яхт было интереснее взрослым, чем детям. Они удивляются, как много масштабного, грандиозного есть в регионе, а из-за суеты и привычного ритма они всего этого не замечают. Такие поездки – это расширение кругозора для взрослых. Наша компания эту возможность предоставляет. Ведь сами люди просто так на ту же Куршскую косу не попадут. Есть условия оформления согласований посещения предприятий, пропускной режим и т. д.. Это занимает время. Но этот путь мы уже много раз проходили, все отработано, поэтому наши гости попадают на предприятие и знакомятся с особенностями производства. В среднем, если посмотреть на два прошедших года, благодаря нашей активной просветительской работе число поездок увеличивается, и иногда достигает до 20 в месяц. Это и школьники, и взрослые. Если говорить о последних, то это пенсионеры. Для них — это познавательные поездки.
КРКО: — если сравнивать развитие промышленного туризма в Калининградской области и в других регионах, на кого стоит равняться или везде средний уровень?
Наталья Казакова: — чёткой системы развития промышленного туризма в России нет. Стратегия продвижения подобного направления туристической деятельности для каждого региона разная. Каждый регион индивидуален. Нельзя сравнивать Калининград с его полумиллионным населением, Москву или Выксу — моногород в Нижегородской области. В последнем ориентир будет только на одно градообразующее предприятие. Отдельные инструменты, которые работают в Москве использовать можно. Но их необходимо адаптировать и встраивать в систему, в которой на партнерских условиях сотрудничают и образовательные учреждения, и бизнес-структуры, и компании, оказывающие туристические услуги.
КРКО: — системный подход никто не оспаривает. Часть этой системы промышленного туризма — это предприятия, которые обладают уникальными объектами и технологиями для показа. Какие шаги они должны предпринять для того, чтобы эта система начала складываться в Калининградской области.
Наталья Казакова: — в первую очередь, приглашаем вступить в Балтийскую ассоциацию промышленного туризма. Вместе быть первыми в создании нового сегмента туристической отрасли в нашей области всегда проще. Члены Ассоциации будут иметь возможность продвигать свой продукт в новом формате, опираясь на промышленную экономику впечатлений. А это, как результат, и новые каналы сбыта, повышение имиджа компании, реализация социальной ответственности, сокращение издержек и по кадровой и по маркетинговой деятельности. Вместе мы разработаем маршруты, качественные экскурсионные программы, упакуем их. При этом, еще раз повторюсь, программа создается индивидуально под каждый объект. Нельзя просто привезти детей на предприятие. Это интерактив, интересная экскурсия, мастер-класс, определенный набор сувенирной продукции. В итоге обеспечивается комплексное развитие площадки для посещения туристами. Другое направление — это промышленные промо-туры, бизнес-миссии, когда инвесторы посещают не одно, а несколько профильных производств, попутно посещая уникальные исторические достопримечательности.
КРКО: — что ожидаете от власти в этом процессе? Какая помощь необходима от министерства культуры и туризма региона для поддержки этого направления?
Наталья Казакова: — здесь речь идет не только о взаимодействии с министерством культуры и туризма, но и министерством образования, министерством по промышленной политике, министерством экономики, министерством социальной политики. Так или иначе, промышленный туризм, его развитие, касается деятельности этих ведомств. По линии того же министерства по промышленной политике. По закону о промышленной политике, предприятия должны внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ). Они в первую очередь связаны с экологией. У любого предприятия есть сырьевые отходы. Для их переработки нужны инвестиции либо найти, кому эти отходы нужны для производства. Наши программы — это дополнительный инструмент, информационная площадка для поиска партнеров в создании новых производств и товаров для этого. С другой стороны для предприятий нужны новые кадры с инновационным мышлением. Дети, подростки, приезжающие на предприятия, студенты, участники конференций, ведущие проектную деятельность — в будущем могут стать сотрудниками-двигателями этого предприятия. А началось все с обычной экскурсии.
Это частности. В целом же необходимо рамочное соглашение с Ассоциацией. Помощь в реализации уникального проекта по созданию Культурно-промышленного центра и поддержке по сохранению и развитию памятника архитектуры — бастиона Обертайх. Такой концепции взаимодействия НКО, государства и промышленности в России еще нет и Калининград станет первым. И, конечно же, необходимо рассмотреть вопрос о поддержке предприятий, инвестирующих и оказывающих социально ориентированным некоммерческим организациям, материальную поддержку, в виде льгот по уплате налогов и сборов, которые необходимы будут тем юридическим лицам, кто финансово участвует в сохранении и развитии памятников промышленного туризма.
Есть хороший пример восстановления индустриального комплекса. В польском городе Лодзь была заброшенная швейная мануфактура. Частный инвестор вложил туда средства, превратив старый объект в образовательный, развлекательный и туристический центр. Там гостиница, рестораны, интерактивный музей этой швейной мануфактуры. В это место сейчас приезжает очень много туристов, следовательно, оно работает на развитие города.
КРКО: — есть ли среди ваших партнеров туроператоры, которые «привозят туристов» в регион. Есть ли интерес у их клиентов к таким поездкам? Или пока сложно предложить продукт, который можно встроить в привычные программы?
Наталья Казакова: — пока рано об этом говорить. На рынке по большому счету мы чуть больше года. Все это время я объясняю людям, что такое промышленный туризм, что экскурсии на предприятия возможны и интересны. Я продвигаю эту тему на различных площадках — это Петербургский международный экономический форум 2018, Янтарный форум-2018, Форум социально ответственного туризма (СОТ) в Пскове-2018, Студенческий форум по промышленному туризму в Самаре-2017, международные туристические выставки в Екатеринбурге, Москве «Лето», «Интурмаркет» и «Отдых»-2017,2018. Это первый этап. Второй, когда клиенты привыкнут к тому, что промышленный туризм в регионе есть, они начнут искать, какие, каким способом можно посетить предприятия. Здесь уже другая история, когда формируются привычные программные пакеты, которые предлагаются через те же сайты, предприятия и туристические фирмы. Должна быть система. Думаю, что уже года через два о промышленном туризме мы будем говорить, как о классическом туризме. При этом начать этот путь, на мой взгляд, мы должны с создания культурно-промышленного центра, как стартовой точки. На этой площадке туристы посмотрели экспозиции действующих предприятий и смогли выбрать, куда они хотели поехать.
Источник: Корпорация развития Калининградской области