Кто не мечтал в детстве попасть на шоколадную фабрику или фабрику мороженого? Сейчас это стало возможным. К слову, экскурсии на «сладкие» предприятия — пожалуй, самые популярные, во всяком случае среди детей. Но узнать, как создается тот сложный и высокотехнологичный мир, в котором мы живем, можно и на металлургических, станкостроительных и судостроительных предприятиях, заводах, выпускающих продукты, косметику, посуду.
Работа над «Картой промышленного туризма», инициированная Ростуризмом, уже близится к завершению — она должна быть презентована в 2019 году. Карта представит все предприятия, которые готовы пустить особо любопытных и показать, какой путь проходит их продукция от запуска в производство до контролера уже на выпуске. Уже сейчас, по данным Ростуризма, в России существуют десятки межрегиональных маршрутов промышленного туризма, которыми воспользовалось уже сотни тысяч экскурсантов.
Михаил Мальцев, один из инициаторов проекта, секретарь совета и исполнительный директор Уральской ассоциации туризма, объясняет, как в нашей туриндустрии возникло новое направление: «Выездной туризм последние несколько лет снижается, и ряд туристических компаний, которые им занимались и которые умеют делать хороший турпродукт, переключились на внутренние направления. Поэтому промышленный туризм и развивается».
Справедливости ради надо сказать, что промышленный, он же индустриальный, туризм придумали не чиновники из Ростуризма. На Западе он остро популярен уже четверть века. Первым двери для посетителей открыл американский завод по производству виски Jack Daniel's в 1866-м — в день открытия самого предприятия. И сейчас в США почти нет предприятия, которое не принимало бы туристов. Причем если за океаном больше «показывают» действующие предприятия, то в Европе объектами индустриального туризма чаще становятся заброшенные заводы, фабрики, угольные и соляные шахты. Среди самых популярных маршрутов — заводы «Ламборгини» и «Феррари» в Италии, датский «Лего», «Аэробус», автомобильные монстры и шоколадная фабрика «Риттер спорт» в Германии и, конечно, легендарная «Кэдбери» в Великобритании — там не только можно увидеть, как делаются конфеты, попробовать их, но и самому что-то слепить из сладкой шоколадной массы. Для предприятий важен не только доход от туристов (а он не маленький, билеты стоят больше 10 евро), но и возможность продвигать свой товар, «вербуя» новых покупателей и демонстрируя открытость компании.
Теперь по этому пути решили пойти и отечественные предприятия.
...Сначала домна, потом прокатный стан, на выходе — сувенирная лавка. Все в касках, спецодежде и с сопровождающими. Непривычный, по российским меркам, туристический продукт. Но как только Магнитогорский металлургический комбинат начал продавать экскурсии, туда очередь выстроилась. Кстати, на Магнитке, как и на большинстве других российских заводов, экскурсионный маршрут существовал давно — но для «своих». По нему водили студентов техникумов, поставщиков, чиновные делегации, хоккеистов местного «Металлурга» — до 2018-го и в голову не приходило пускать посторонних. Теперь же на комбинате штат экскурсоводов, свой туристический сайт...
Но это не все изменения. Когда предприятие становится настоящим туробъектом, оно «хорошеет». То, что годится «для себя», не всегда можно показывать гостям. Поэтому хоть и не капитальный, но ремонт приводит к волшебным изменениям.
— В доменном цеху мы поставили установку для очистки воздуха. Лестницы починили, все почистили-покрасили,— рассказывает Мария Пушкарская, отвечающая на Магнитке за туризм.
Впрочем, не все предприятия, «подписавшись» на промтуризм, готовы открыть двери в цеха. Некоторые пытаются отделаться экскурсиями в заводские музеи, особенно на оборонных заводах. В Ростуризме проблему понимают и даже подготовили пакет поправок по облегчению допуска на промышленные объекты. Правда, эти поправки должны пройти через Госдуму и правительство.
В 2015-м Наталья Казакова из Калининграда вышла в отставку (работала в силовом ведомстве) по выслуге лет и сосредоточилась на работе в родительском комитете класса, где учился ее сын. Вместе со школьниками молодая пенсионерка побывала на авиаремонтном заводе, на автомобильном производстве, на ТЭЦ. И поняла: это призвание. Она создала фирму «Профи-тур», а потом и Балтийскую ассоциацию промышленного туризма. Постоянно работает с десятком предприятий Калининградской области: возит детей и взрослых на янтарный карьер, завод минеральной воды, производство кирпича.
Сейчас такие турфирмы появляются по всей стране. Липецкая «Академия развития искусств» с лета 2017-го продает индустриальные туры по 40 предприятиям Центральной России. В Самаре два десятка промышленных экскурсий организует агентство делового туризма и мероприятий MICE Market. По данным Российского союза туриндустрии, на промышленный туризм приходится уже 3 процента отечественного турпотока — в полтора раза больше, чем, скажем, на гастрономический.
Кто не мечтал в детстве попасть на шоколадную фабрику или фабрику мороженого? Сейчас это стало возможным. К слову, экскурсии на «сладкие» предприятия — пожалуй, самые популярные, во всяком случае среди детей. Но узнать, как создается тот сложный и высокотехнологичный мир, в котором мы живем, можно и на металлургических, станкостроительных и судостроительных предприятиях, заводах, выпускающих продукты, косметику, посуду.
Работа над «Картой промышленного туризма», инициированная Ростуризмом, уже близится к завершению — она должна быть презентована в 2019 году. Карта представит все предприятия, которые готовы пустить особо любопытных и показать, какой путь проходит их продукция от запуска в производство до контролера уже на выпуске. Уже сейчас, по данным Ростуризма, в России существуют десятки межрегиональных маршрутов промышленного туризма, которыми воспользовалось уже сотни тысяч экскурсантов.
Михаил Мальцев, один из инициаторов проекта, секретарь совета и исполнительный директор Уральской ассоциации туризма, объясняет, как в нашей туриндустрии возникло новое направление: «Выездной туризм последние несколько лет снижается, и ряд туристических компаний, которые им занимались и которые умеют делать хороший турпродукт, переключились на внутренние направления. Поэтому промышленный туризм и развивается».
Справедливости ради надо сказать, что промышленный, он же индустриальный, туризм придумали не чиновники из Ростуризма. На Западе он остро популярен уже четверть века. Первым двери для посетителей открыл американский завод по производству виски Jack Daniel's в 1866-м — в день открытия самого предприятия. И сейчас в США почти нет предприятия, которое не принимало бы туристов. Причем если за океаном больше «показывают» действующие предприятия, то в Европе объектами индустриального туризма чаще становятся заброшенные заводы, фабрики, угольные и соляные шахты. Среди самых популярных маршрутов — заводы «Ламборгини» и «Феррари» в Италии, датский «Лего», «Аэробус», автомобильные монстры и шоколадная фабрика «Риттер спорт» в Германии и, конечно, легендарная «Кэдбери» в Великобритании — там не только можно увидеть, как делаются конфеты, попробовать их, но и самому что-то слепить из сладкой шоколадной массы. Для предприятий важен не только доход от туристов (а он не маленький, билеты стоят больше 10 евро), но и возможность продвигать свой товар, «вербуя» новых покупателей и демонстрируя открытость компании.
Теперь по этому пути решили пойти и отечественные предприятия.
...Сначала домна, потом прокатный стан, на выходе — сувенирная лавка. Все в касках, спецодежде и с сопровождающими. Непривычный, по российским меркам, туристический продукт. Но как только Магнитогорский металлургический комбинат начал продавать экскурсии, туда очередь выстроилась. Кстати, на Магнитке, как и на большинстве других российских заводов, экскурсионный маршрут существовал давно — но для «своих». По нему водили студентов техникумов, поставщиков, чиновные делегации, хоккеистов местного «Металлурга» — до 2018-го и в голову не приходило пускать посторонних. Теперь же на комбинате штат экскурсоводов, свой туристический сайт...
Но это не все изменения. Когда предприятие становится настоящим туробъектом, оно «хорошеет». То, что годится «для себя», не всегда можно показывать гостям. Поэтому хоть и не капитальный, но ремонт приводит к волшебным изменениям.
— В доменном цеху мы поставили установку для очистки воздуха. Лестницы починили, все почистили-покрасили,— рассказывает Мария Пушкарская, отвечающая на Магнитке за туризм.
Впрочем, не все предприятия, «подписавшись» на промтуризм, готовы открыть двери в цеха. Некоторые пытаются отделаться экскурсиями в заводские музеи, особенно на оборонных заводах. В Ростуризме проблему понимают и даже подготовили пакет поправок по облегчению допуска на промышленные объекты. Правда, эти поправки должны пройти через Госдуму и правительство.
В 2015-м Наталья Казакова из Калининграда вышла в отставку (работала в силовом ведомстве) по выслуге лет и сосредоточилась на работе в родительском комитете класса, где учился ее сын. Вместе со школьниками молодая пенсионерка побывала на авиаремонтном заводе, на автомобильном производстве, на ТЭЦ. И поняла: это призвание. Она создала фирму «Профи-тур», а потом и Балтийскую ассоциацию промышленного туризма. Постоянно работает с десятком предприятий Калининградской области: возит детей и взрослых на янтарный карьер, завод минеральной воды, производство кирпича.
Сейчас такие турфирмы появляются по всей стране. Липецкая «Академия развития искусств» с лета 2017-го продает индустриальные туры по 40 предприятиям Центральной России. В Самаре два десятка промышленных экскурсий организует агентство делового туризма и мероприятий MICE Market. По данным Российского союза туриндустрии, на промышленный туризм приходится уже 3 процента отечественного турпотока — в полтора раза больше, чем, скажем, на гастрономический.
А зачем это делают сами предприятия, «Огоньку» рассказали те, кто придумали и водят экскурсии.